Театры Санкт-Петербурга в годы Великой Отечественной войны

Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова (БДТ)
Участники маршрута

Шевченко Ольга Леонидовна, учитель русского языка и литературы
Лебедева Вера Ивановна, учитель начальных классов
Учащиеся 6а класса:
Иванова Ирина
Нечаева Екатерина
Мовчан Елизавета
Вересова Елизавета

Учащиеся 2А класса:
Разуваева Яна











Театр им. Веры Комиссаржевской родился в октябре 1942 года на Невском пр. на сцене театра Комедии и долгое время назывался горожанами «Блокадным». Сейчас театр им. Веры Комиссаржевской находится на Итальянской улице , рядом с театром Музыкальной комедии.


Горд своей историей и театр Музыкальной комедии. За годы блокады героическая оперетта подготовила  и показала 15 премьер: «Раскинулось море широкое», «Баядера», «Принцесса цирка», «Продавец птиц», «Ева».



















9 августа 1942 года в Большом зале Филармонии прошел первый блокадный концерт.


 11 января 1942 г.  в Капелле был назначен концерт «Полгода Великой Отечественной войны»






5 апреля 1942 г. на сцене театра им. А.С. Пушкина (ныне Александрийский театр), возобновились открытые концерты.







Театр непростой судьбы 


Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».


Здание Театра музыкальной комедии на Итальянской улице, 13, было построено в стиле раннего классицизма на рубеже XVIII–XIX веков и первоначально являлось одним из многочисленных доходных домов семьи Лазаревых. Дом резко отличается от соседних построек на Итальянской улице, и все потому, что он неоднократно перестраивался. В XIX веке в ходе реконструкций был изменен фасад, также были перепланированы внутренние помещения.

В 1896 году здание приобрел великий князь Николай Николаевич и передал его своей фаворитке — актрисе Александринского театра Марии Потоцкой. В этот период были сделаны знаменитые интерьеры. Именно поэтому внутреннее убранство театра больше похоже на дворцовое, чем на театральное. Все фойе выполнены в разных стилях: ампир, рококо, итальянское Возрождение.



В 1910 году сгорела конюшня, бывшая частью здания, и это привело к серьезным разрушениям. После пожара то, что осталось от величественной постройки, было куплено тремя предпринимателями, которые распорядились приспособить дом под театр. Все было сделано на удивление быстро: со стороны двора пристроили театральный зал, и в декабре того же года здесь открылся опереточный театр «Палас».

В советское время на этих подмостках играли разные коллективы: Первый революционный героический театр, Театр комической оперы под руководством Константина Марджанова, «Кривое зеркало», «Пти-палас», Театр сатиры. В 1929 году здание получил только что организованный «Мюзик-Холл», музыкальной частью которого заведовал Исаак Дунаевский. Здесь же впервые выступил джаз-оркестр Леонида Утесова.

Театр музыкальной комедии, организованный в 1929 году и занимающий сейчас здание на Итальянской улице, переехал сюда в 1938-м. О непростой истории театра и планах на будущее «Карповка» пообщалась с заведующей литературной частью Мариной Михайловной Годлевской, работающей в театре с 1969 года.



Театр музыкальной комедии можно смело назвать театром непростой судьбы. Вселившись в здание за пару лет до начала войны, он перенес немало испытаний. Самое страшное из которых — испытание войной: Музкомедия — единственный театр, оставшийся в осажденном фашистами Ленинграде и работавший все 900 дней блокады. 24 декабря 1942 года во двор соседнего дома на Итальянской улице попала бомба, вследствие чего сильно пострадало и театральное здание: были уничтожены все коммуникации, и работать стало невозможно. Уже на следующий день, пробыв на Итальянской улице четыре года, театр переехал на сцену Александринки, где и работал на протяжении всей войны.




«Во время блокады игрались не только спектакли текущего репертуара — несмотря на ужасное состояние всех без исключения сотрудников, театр умудрялся выпускать премьеры! Конечно, в процессе эксплуатации постановка менялась: в текущих спектаклях „облегчалась“ сценография. Не потому, что сцена Александринки другого размера — у людей просто не было сил ставить и убирать тяжелые металлические конструкции, на которых „держится“ спектакль. И потом, металл нужен был на фронт. Людей катастрофически не хватало. А в 1943 году управление по делам искусства вдруг предложило пополнить состав оркестра — кому-то из чиновников он показался маленьким…», — рассказывает Марина Годлевская.



После снятия блокады здание восстановили в том виде, каким оно было до начала войны. Дворцовые помещения воссоздавали по фотографиям, тогда же реставрировали и знаменитую трехмаршевую лестницу. Как вспоминает Марина Михайловна, раньше в театр часто обращались киностудии, чтобы снимать кино в этих интерьерах.

Следующая реконструкция состоялась лишь в 1980-м.

«Все время реконструкции театр был вынужден скитаться по чужим сценам, и это, конечно, сильно повлияло и на состояние труппы и оркестра, и на состав публики. Годы скитаний сильно ослабили театр, но, когда в 2005 году его возглавил Юрий Алексеевич Шварцкопф, ситуация стала меняться в лучшую сторону», — признается работница театра.



Во время реконструкции была построена малая сцена. Недостаток сценических площадок — проблема многих театров. Вторая сцена была нужна Музкомедии как воздух. Пришлось идти на жертвы — сцена обустроена на месте репетиционного зала. Часть пространства была забрана от технических помещений — туалета и гардеробов. Это, конечно, создало определенные трудности, и сегодня театр стоит перед необходимостью переустройства фойе. В планировке самой малой сцены тоже есть уязвимые места. Долгое время никак не могли разместить в ней оркестр. Когда игралась классическая оперетта, часть музыкантов сидела в ложе, а часть — в коридоре. Сегодня оркестр в малом зале размещается на специальном балконе над сценой против привычного для музыкальных театров размещения в оркестровой яме перед ней.
Вскоре вслед за малой сценой открылась и большая. Технический уровень ее, правда, изначально был невысок, и сейчас с каждым новым спектаклем что-то в ее оснащении совершенствуется: например, когда в репертуаре появился спектакль «Бал вампиров», были сделаны люки и поворотный круг.

Сегодняшняя Музкомедия в определенном смысле оказалась в заложниках своей истории, но вопреки всем трудностям полна творческих идей и смотрит в будущее с оптимизмом



ТЮЗ

Даже в самые трудные для страны периоды ТЮЗ не прекращал работу. Во время Великой отечественной войны спектакли игрались ежедневно




Во время Великой отечественной войны спектакли игрались ежедневно – несмотря на то, что многие работники театра ушли на фронт или отправились выступать на передовых позициях в составе бригад. В 1942 году ТЮЗ был эвакуирован из блокадного Ленинграда в уральский город  Березники.
 

Городской ("Блокадный") театр


18 октября 1942 г., в самое суровое время блокады, спектаклем по пьесе К. Симонова «Русские люди» в Ленинграде открылся новый театр – «Городской», труппу которого составили артисты Радиокомитета, Театра драмы им. Пушкина М. Петрова, М. Павликов, В. Стрешнева, А. Янкевский, П. Курзнер, М. Домашева, П. Андриевский, В. Ярмагаев, К. Миронов, Н. Левицкий, режиссеры И. Горин, И. Зонне. Театр возглавил С. Морщихин. В труппу вошли, артисты. Позже труппа пополнилась актерами Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии. Пришли артисты В. Честноков и А. Соколов.
Репертуар театра с 1942г.
Театр укреплял в человеке силу духа, помогал выжить. Ленинградцы называли его Блокадным. Поднялся занавес. На сцене – русские люди. Они же – в переполненном зрительном зале – в шинелях, матросских бушлатах, в рабочих спецовках и ватниках. Ленинградцы воспринимают пьесу «Русские люди» К. Симонова как живую быль, как повесть об их собственных мыслях и чувствах». («Известия»)
Осенью 1944 г. театр стал называться Ленинградским драматическим.
После войны театр утратил исключительность. Мирное время диктовало иные задачи. Художественный лидер пришел не сразу. И хотя на этой сцене ставили спектакли такие яркие режиссеры, как В. Кожич, Е. Гаккель, Б. Зон, Р. Сирота, П. Вейсбрем, И. Ольшвангер, театр не имел цельной художественной программы. Удачи были единичными - от спектакля к спектаклю, от режиссера к режиссеру, - «Женитьба Белугина» А. Островского, «Нахлебник» И. Тургенева, «Три сестры» А.Чехова. Шумным успехом пользовался спектакль 1948г. В. Кожича «Дон Сезар де Базан» с Владимиром Честноковым в главной роли.
Нынешнее имя — Санкт-Петербургский Академический драматический театр имени Веры Комиссаржевской — труппа получила в 1959 году

Наумчук Алина





















Зуев Егор

Александринский театр







Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии





Санкт-Петербургская академическая филармония







Комментариев нет:

Отправить комментарий